Трансформация занятости после пандемии

1. Еще 150 лет назад основной вид занятости населения (90%)– сельский крестьянский труд, даже в развитых государствах США и Европы. В начале 20 века была огромной доля тех, кто был занят в промышленном производстве. Теперь мы живем в постиндустриальной экономике – экономика услуг. Сюда перетекли рабочие места, уничтоженные технологиями и автоматизацией. Сейчас в структуре занятости огромная составляющая – «белые воротнички» (занятые в управлении, продажах, маркетинге, финансах и т.п.). И это не паразитирующий «офисный планктон», а та сфера, где теперь создается прибавочная стоимость. Сервисная экономика создала большое количество новых рабочих мест. Например, в США главные работодатели - «образование» и «здравоохранение» (2019).

2. Будущее за теми видами занятости, где велика доля «человеческого» труда как компонента, который невозможно заменить роботами. Все, что производят автоматы (товары) будет неумолимо дешеветь, а человеческий труд будет неуклонно дорожать. Это относится не только к творческим профессиям или воспитанию и образованию, но и ремесленным и рабочим профессиям. К слову, пока еще недооценен «второй ВВП» – неоплачиваемый труд по поддержанию домашнего хозяйства. Будущее – за его монетизацией в процессе движения к базовому безусловному доходу.

3. Доместикация (одомашнивание) труда. Работа на дому в удаленном формате, разнообразные формы фриланса и проектной работы – это новая природа труда. Эти виды выгодны работнику, так как экономят его силы на маятниковой миграции к месту работы. В то же время новые форма занятости порождают размывание границы между отдыхом и работой, уничтожает трудовое законодательство. Изменение форм труда могут повлечь за собой деурбанизацию: онлайн позволяет жить там, где дешевле и комфортнее (самый высокий уровень «счастья» показывают города, где населения меньше миллиона).

4. Неблагоприятные демографические процессы, так называемы второй демографический переход приводит к старению и уменьшению доли работоспособного населения.

5. Изменение взаимоотношений работника и работодателя. Материальное вознаграждение также важно, как и прежде, и даже больше, чем прежде. Но снижается прямой эффект материального стимула. Теперь работник не готов работать дополнительно за большие деньги. В цене не только материальные блага, но и здоровье, досуг, самореализация. Стало больше выбора: кем работать, сколько работать и работать ли вообще. Меняется традиционная вертикаль «работодатель-работник», основанная на приказе, в сторону горизонтального взаимодействия, основанного на диалоге.


Возврат к списку