Ребёнок выбирает профессию? 3 главных ошибки родителей

Очень часто родители в своих ожиданиях и действиях совершают ошибки:

Первая ошибка. Считаем ребенка маленьким взрослым, который обладает таким же мозгом, способным прогнозировать будущее и принимать решения в соответствии с жизненным опытом. При этом ни опыта, ни созревшего мозга для главного решения в жизни у ребенка нет. Сложные психические функции и нейронные связи, необходимые для планирования и осознания последствий своих действий, созревают последними, к 25 годам. По выражению А.Курпатова ребенок напоминает «репку», которую посадили, и она растет. Растет очень долго! Не ждите урожая раньше времени. Придется признать, что выбор профессии – процесс во многом вынужденный.

Вторая ошибка. Решаем, что надо отпустить вопрос с выбором профессии на самотек. Думаем, что выбор как-то «снизойдет» сам и нельзя мешать этому откровению. Боимся вмешиваться, чтобы не «испортить» жизнь ребенку, не совершить ошибку. Ведь профессия – это личное дело. Мы, родители - поможем, поддержим, заплатим. Только бы занятие нравилось, приносило удовольствие, сулило успех. Задача родителей: поливать и удобрять почву, создавая возможности для роста развития «репки». Только взрослые способны помочь поставить сложные цели ребенку и помочь спланировать их достижение. Выбор профессии относится к «зоне ближайшего развития» (по Л.Выготскому). Это задача, которую ребенок еще не в состоянии решить самостоятельно, но может решить в совместной со взрослыми деятельности.

Третья ошибка. Связана с особенностями времени, в котором мы живем. Мы уже не сможем применить свои привычные представления о жизни. Как выбирать будущее – теперь фундаментальная загадка! Мы, взрослые, привыкли думать линейной перспективой, где кажется все понятным и предсказуемым, потому что в своей жизни наблюдали только последовательные приращения – от школы к вузу и затем к «профессии на всю жизнь». Скорость изменений в нынешнем мире стала взрывной. К какому будущему готовить детей сейчас, совершенно непонятно. Точно не будут работать наши отсталые представления о престижном образовании и «хлебных» профессиях. Следить за трендами и быстрыми изменениями придется особенно пристально.

Материал подготовлен по :
«Дети и будущее. К чему их готовить?»

Возврат к списку